Ранее наша команда опубликовала case-study о Проекте государственно-частного партнерства в отношении автоматизированной информационной системы «Цифровая образовательная платформа Архангельской области». Владислав Моисеев, руководитель по региональному развитию Дневник.ру поделился с нами экспертным мнением о проекте и ответил на несколько вопросов.
1. Почему для реализации данного проекта была выбрана именно модель соглашения о ГЧП, в чем ее преимущества?
Как вы уже знаете, в рамках реализации проекта «Цифровая образовательная среда» и национального проекта «Образование» перед каждым регионом поставлены глобальные задачи. Были введены «индексы цифровой трансформации» и показатели «цифровой зрелости». Их цель – внедрить на всех уровнях образования передовые цифровые сервисы и инструменты, которые должны стать неотъемлемыми помощниками для родителей и учеников.
При общении с регионами мы заметили, что органы власти ограничены в ресурсах и возможностях текущих поставщиков. Тяжело внедрить новый функционал, не увеличивая бюджет государственных закупок. А порой и у самих поставщиков имеются технические ограничения для доработок и интеграций.
Тем временем регионы остро нуждаются в целом комплексе решений: защищенная среда коммуникации, ведения проектов, образовательный контент, учет реестра кадров, оплата горячего и буфетного питания и т. д. И самое главное – необходима система регионального мониторинга, в которой будут отражены все важные показатели системы образования от посещаемости и успеваемости до заболеваемости и среднего балла.
Поэтому мы выступили с частной инициативой создать «Цифровую образовательную платформу», предложив все первоочередные сервисы и государственные услуги. Затраты на внедрение, модернизацию и техническую поддержку мы берем на себя и не требуем финансирования со стороны бюджета. И тут как нельзя лучше подошла модель государственно-частного партнерства в рамках 224-ФЗ.
Говоря о преимуществах ГЧП, могу заметить, что выигрывают все: регион получает современные и нужные сервисы в системе образования, в бюджете освобождаются средства, которые можно направить на иные социально-значимые нужды. Родители и ученики используют все возможности для успешной учебы и не переходят с одной системы на другую, как это часто бывает с госзакупками. А мы как частный партнер расширяем свою аудиторию и постоянно работаем над повышением качества наших систем.
2. Безопасно ли заключать ГЧП соглашения и какие вопросы могут возникнуть у контролирующих органов?
До ГЧП подобные проекты реализовывались в рамках 39-ФЗ об инвестиционной деятельности. Но у УФАС были вопросы к подобному формату, т.к. не было возможности провести конкурентные процедуры. Также в законе отсутствовали положения про ИТ-сферу.
Но 29 июня 2018 года были внесены изменения в 224-ФЗ о ГЧП, что позволило делать объектом соглашения о ГЧП программы для ЭВМ, базы данных и информационные системы. При этом 224-ФЗ предполагает проведение открытой конкурентной процедуры выбора частного партнера, что позволяет снять вопросы антимонопольных органов о том, на каком основании публичный партнер заключил соглашение с конкретной компанией.
3. Какие основные задачи региона позволит решить реализация проекта? В чем выгода публичного партнера?
Как говорил ранее, наша цель – закрыть все первоочередные потребности региона по сервисам в системе образования. А это больше 9 государственных услуг в рамках отраслевого регулирования.
Поэтому, помимо прямой выгоды от расширения функционала без необходимости согласовывать новый бюджет на закупки, регион на долгие годы получает передовую платформу с гарантией модернизации и методического сопровождения.
4. С какими сложностями пришлось столкнуться при подготовке и согласовании проекта?
Основная сложность заключается в том, что применение ГЧП в ИТ-сфере системы образования является новшеством. Из-за этого у региональных министерств был и остается скепсис по использованию данного механизма.
По сути, мы стали локомотивом отрасли и проходили все этапы процедуры самостоятельно. Не было примеров, на которые можно было равняться, перенять опыт и практику, понять, каких ошибок избегать и какие требования предъявят органы власти на каждом этапе.
Поэтому вся наша команда шаг за шагом совместно с регионами шла по каждому этапу. После каждой запущенной процедуры мы корректировали документацию, попутно отвечая на довольно интересные и острые вопросы региональных специалистов.
5. На что регионам обращать внимание при выборе частного партнера?
Для начала рекомендую обратить внимание на бизнес-модель частного партнера. Компания должна быть в состоянии вернуть вложенные инвестиции и понимать, за счет чего она это сделает.
Также обязательно наличие опыта реализации аналогичных проектов и экспертиза в создании высоконагруженных платформ.
И последнее, но самое важное: частный партнер должен отчетливо понимать будущие риски и представлять себе траекторию развития своего решения без возможности получить финансирование в рамках госзакупок.
6. Какие у Вас дальнейшие планы по развитию цифровых образовательных платформ с использованием механизмов ГЧП?
Основная задача - не сбавлять темп развития своих сервисов. Мир и требования очень быстро меняются - любой компании в сфере образования необходимо следовать этим тенденциями.
И, конечно же, реализовать больше проектов ГЧП. С учетом политических целей и задач ГЧП - это единственный механизм, который даст ощутимые возможности как для государства, так и участников рынка.
В дальнейшем мы хотели бы подключить к нашим проектам коллег, которые связаны с оборудованием и софтом, например, мобильными кассами, терминалами оплаты школьного питания, СКУДами, чтобы выйти на уровень реализации более глобального ГЧП-проекта, например, в рамках концессионного соглашения.
Кроме того, нам интересен выход на рынок страны СНГ. В двух странах СНГ у нас уже заключены концессионные соглашения, дальше мы хотели бы выйти и на дальнее и ближнее зарубежье.
Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на платформу ГЧП-советник.
Введите E-mail, указанный при регистрации
Поиск по сайту
Для сохранения черновиков нужно авторизоваться
Закрыть сайт?
Возможно внесенные изменения не сохранятся.
Текст, что подробности только для партнеров
Полная карточка дела доступна со статусом партнёра.
Ссылка на скачивание карты отправлена на Ваш e-mail